Выступление какого спикера предприниматели дослушают до конца
Любой топ-менеджер перед выступлением задумывается, какое впечатление он произведет на слушателей. Важно, чтобы оно было правильным. Но с какой стороны себя лучше преподносить? Выяснили специалисты лаборатории Business Speech Science Research.
«Будь собой!» — это самый глупый совет, который можно дать оратору. Каким собой? Заботливым, как дома с ребенком? Нежным, как с любимым человеком? Жестким, как с провинившимися подчиненными? Размышления о том, как быть собой, могут увести далеко от подготовки к выступлению. Этот материал поможет спикеру разобраться, каким его ждет аудитория.
Образ оратора в России и мире
Различные российские и зарубежные исследования показывают, что отечественная культура отличается от американской и европейской высокими показателями дистанции власти. Это значит, что мы более терпимы к авторитарному стилю руководства, уважительно относимся к статусу и должности, для нас приемлемо неравенство в формальных и неформальных отношениях. В такой культуре слушатель может ожидать увидеть более властного и надменного оратора, чем это принято в Америке или странах Европы.
Кстати, исследования десятилетней давности показывали, что «идеальный политик» обладает открытостью, приятностью, тактичностью, демократичностью. А что сейчас? Все ли осталось неизменным? До сих пор ли зрители хотят видеть высокую дистанцию власти? Кому аудитория доверяет и кого хочет слушать? Давайте обратимся к нашим текущим современным исследованиям бизнес-аудитории.
Лучшие спикеры — кто они
На начальном этапе исследования мы предполагали, что в понятие «хороший спикер» для российской аудитории будут входить самые «статусные» профессии, которые демонстрируют авторитетность спикера. Однако результаты оказались неожиданными. Выяснилось, что для слушателя важнее не статус, а профессиональные навыки публичных выступлений. Респонденты выделили топ-5 профессий, среди которых чаще всего встречаются хорошие ораторы:
Какие качества ценятся в спикере
Важнее всего оказалось чувство юмора и знание темы. При этом значимость этих элементов образа отличается у разных поколений. Для молодой аудитории важнее чувство юмора, а для более зрелой — компетентность в обсуждаемой теме. Кстати, женщины чаще, чем мужчины, отмечали важность знания темы.
Какая дистанция с аудиторией оптимальна
Дистанция относится к базовым характеристикам образа оратора. На ее основе можно выстраивать остальные компоненты своего амплуа. По результатам нашего опроса доверие больше вызывает спикер, который:
- общается с аудиторией на равных, ведет себя свободно и умеет шутить;
- неформален в поведении, говорит просто и понятно.
Это указывает на короткую дистанцию со слушателем, на демократическую позицию. Неформальность в поведении также связана с демократическим стилем в одежде. Спикеру следует подчеркивать свой образ и поведением, и внешностью.
Некоторые респонденты хорошо относятся к спикеру, который более раскован и допускает в речи сленг. Респонденты, отметившие эти характеристики, предпочитают использование сторителлинга, ярких запоминающихся примеров и реже отмечают высокую значимость новой информации в выступлении.
Очевидно, аудитория бывает разная, и если вы понимаете, что ей важна раскованность, то подкрепите ее манерой речи, яркими и жизненными примерами, даже если ради этого придется ненадолго отвлечься от сути вашего выступления.
Каков гарант хорошего выступления
Здесь участники исследования выделили две категории:
- интересное содержание выступления (новая информация);
- вовлеченность аудитории.
Демократичность хорошего спикера проявляется не только в речи и манере одеваться. Важно выстраивать контакт с аудиторией, включать ее в процесс: задавать вопросы, устраивать голосование, приглашать добровольца из зала для демонстрации наглядных примеров и пр. Конкретных приемов огромное количество.
Ценятся ли экспертность и авторитет оратора
Результаты показывают, что важнее всего баланс между авторитетом и позицией «на равных». Однако, можно уйти в крайность, но только в одну — позицию «на равных».
Что важнее: содержание или подача
На что делать упор: на содержание или на подачу? Что важнее: факты или яркие образы и личные истории? Здесь нельзя жертвовать ничем. Вокруг много информации, а значит, к ней предъявляются большие требования: факты должны быть проверенными, а подача яркой и понятной.
Как оценивают публичное выступление
Есть ли разница между теми, кто никогда не был в роли спикера, и теми, кто часто выступает перед аудиторией? По-разному ли они относятся и оценивают публичные выступления? Исследование показало, что люди с опытом публичных выступлений намного больше ценят эмоциональный компонент выступления (яркие примеры, личные истории и пр.). Ведь они на себе испытали, насколько важно уметь работать с эмоциями публики. Эти приемы могут быть незаметны со стороны, или им не придается особого значения, однако на практике от них очень многое зависит.
Четыре вывода напоследок
Во-первых, во всем важна демократичность: дистанция со слушателем, речь, одежда и пр.
Во-вторых, на эффект даже от проверенных приемов могут влиять пол, возраст и опыт вашей аудитории.
В-третьих, юмор — важный элемент любого выступления.
И последнее — ваша аудитория ждет интересного содержания, ярких примеров и истории. Но больше всего она жаждет вовлеченности. Так дайте ей это!
И да, это была лишь информация к размышлению. Будет странно, если вы всю жизнь говорили сдержанно и вдруг начнете балагурить, прыгать и сыпать шутками. Поэтому советую проанализировать результаты исследования и подумать на досуге, а как именно вы можете выглядеть перед аудиторий.
* Исследование Business Speech Science Research проводилось с 01.10.2019 по 10.12.2019. В опросе участвовали 300 человек. 73% — женщины, 27% — мужчины. 30% — 20–30 лет, 45% — 31–40 лет, 25% — 41–50 лет.
Автор: Никита Непряхин, владелец тренинговой компании Business Speech, основатель Школы критического мышления, руководитель научно-исследовательской лаборатории Business Speech Science Research, телерадиоведущий, автор книг.
Опубликовано в РБК Pro.