«Спектакль — это сладкое умирание»: актриса Ирина Выборнова о театре, бизнесе и участии в проекте Метаморфозы [challenge для оратора]

img

Лауреат премии Москвы и номинант премии «Золотая маска», актриса Московского драматического театра имени Н.В. Гоголя Ирина Выборнова в 2023 году пополнила список наград званием «Заслуженный артист Российской Федерации». Для Business Speech стало большой радостью участие Ирины в качестве педагога в «Метаморфозах» — нашем проекте, направленном на решение деловых задач с помощью новаторских техник актерского мастерства. Ирина рассказала об актерской терапии, о сходстве актера и предпринимателя и о том, почему вера в предлагаемые обстоятельства важна не только на сцене, но и в жизни.


На «Метаморфозах» мы занимаемся актерской терапией — устраняем сформированные жизненным опытом барьеры восприятия. Эти барьеры, останавливающие реакцию, еще называются броней характера. Физически броня выражена в виде очагов перенапряжения в отдельных группах мышц. Такие зажимы остаются также и в зонах коры головного мозга, например, после пережитого стресса. Необходимы упражнения на дыхание, ритм, воображение, ассоциации и непрерывность внутренней речи — то есть на приобретение мышечной свободы.

В бизнесе вера в предлагаемые обстоятельства — самая главная вещь, потому что деловой мир очень изменчив.

В театре самое главное — внимание партнера и вера в предлагаемые обстоятельства. Вот эта вера — основа основ актерской работы над собой и над ролью. Чем искреннее человек поверит в предлагаемые обстоятельства, тем быстрее сбросится броня характера и снимутся зажимы. Этому нужно учиться у детей — они могут часами воображать что-то. При этом ребенка не дозовешься ни есть, ни пить — он занят, он в Царстве игры. Жизнь и является Царством игры, только, вырастая, мы теряем эту способность фантазировать. А в бизнесе вера в предлагаемые обстоятельства — самое главное, ведь деловой мир очень изменчив.

В театре, как и в бизнесе, очень важно партнерствовать.

Есть такое упражнение — ты говоришь фразу «я люблю», представляя себя в разных ситуациях, например, в лесу, на пляже или убегая от кого-то. Жизнь предлагает бизнесу всевозможные предлагаемые обстоятельства, и они не должны пугать — надо понимать, что это естественный ход событий.

В жизни у нас всегда есть возможность исправить ситуацию.

В театре, как и в бизнесе, очень важно партнерствовать. У тебя есть роль, и, выходя на сцену, ты обязан выслушать реплику партнера, эмоционально подключиться и ответить ему. Пьеса всегда заканчивается одинаково. Вышел Гамлет-нежилец — он сразу нежилец, потому что все знают о его гибели в конце пьесы! А смысл актерской работы в том, чтобы выходить раз за разом на сцену и пытаться не умереть. Искать, прорываться, и еще раз искать! Все время искать пути: договориться с Гертрудой, обмануть короля. Другое дело что не получается, так как концовка написана автором столетия назад, а в жизни может получиться! В жизни у нас всегда есть возможность исправить ситуацию.

WhatsApp-Image-2024-04-25-at-19.35.42.jpg
Фото из личного архива Ирины Выборновой.

Как освободиться от страха? Перевести его в драйв.

Страх выступления является вторым по распространенности после страха смерти. Это нормально, если вы боитесь публичных речей — с вами все в порядке. От этого страха избавляться нельзя: адреналин в крови вызывает драйв! Драйв и страх — один и тот же химический и физический процесс в организме. Наша задача — научиться вырабатывать в себе столько адреналина, чтобы глаз горел, энергия шла и вы были готовы сворачивать горы! Страх смерти дает нам желание жить, страх выступления — желание выступать. Нервозность — это резкий выброс энергии! Но как выдержать баланс между избытком адреналина — «трясучкой», потными ладонями и обезумевшим взглядом — и тем самым драйвом, зажигающим нас? Экспериментировать и в итоге найти то, что помогает именно вам. Полюбите свой страх и ощутите его как драйв!

Можно вообразить что угодно и начать сначала. В этом и есть кайф веры в предлагаемые обстоятельства.

Что такое «драма»? С греческого языка переводится как «действие». Актер и бизнесмен — это люди действия. Нужно делать дело в любых предлагаемых обстоятельствах, и наши занятия вытягивают их извне, из ассоциаций участников. На тренингах я не просто говорю: «Поднимите руку вверх, напрягите и бросьте». Я ставлю актерскую задачу, давая разные предлагаемые обстоятельства, например: «Поднимите руку вверх, напрягите и возьмите воображаемую штангу, лежащую перед вами». И вот этот образ, возникший просто от моих слов, заставляет человека действительно поверить и начать сжимать мышцы, поднимая и держа над собой эту фантазийную штангу. У актеров нет ни холста, ни клавиш, ни глины — только он сам. Актер сам себе инструмент.

Люди приходят на «Метаморфозы» за эмоциональным и эстетическим опытом. Мне вообще кажется, что в приобретении эстетического опыта и заключается смысл жизни, ведь по большому счету ничего не остается, кроме культуры — книги, горшки, монеты, опять же с гравировкой, которую сделал художник.

Чтобы передать чувства на сцене, не нужно вспоминать травмирующий опыт от начала до конца — достаточно вспомнить эмоцию и перевести ее на себя, то есть эмоционально включиться в предлагаемые обстоятельства. Это самое главное в актерском тренинге.

Только оказавшись на сцене, ты снова становишься ребенком. После такого опыта чувствуешь себя героем.

В бизнесе очень важно общение, партнерство. Говорю одно, думаю другое, делаю третье — так не только в пьесах Чехова, но и в реальной жизни. Как понять, что думает другой человек? Наблюдать за тем, что он делает. Вот, допустим, я выхожу на сцену, начинаю судорожно набирать номер телефона, листать какую-то записную книжку, бежать за водой, капать туда капли, отчаянно звать на помощь — и люди быстро понимают, что кто-то заболел. Физические действия определяют мысли человека. Но этого мало — жизнь намного больше и глубже. Думает одно, делает другое, а что он при этом чувствует?..

Театр — это когда вместе. Когда тебя освещают, одевают, подают реплики, и мы сообща делаем один проект. То же самое в бизнесе — ты один ничего не можешь. Поэтому так важно эмоциональное включение. Что мы каждый день спрашиваем друг у друга? «Как дела?» — «Нормально». А по сути, ни мы не спрашиваем как у человека дела, ни он не отвечает нам. Потому что все в своих проблемах, заморочках. А ведь друг друга надо слушать и слышать.

Я прихожу на «Метаморфозы» за эстетическим опытом, и мне приятны люди, которых это интересует.


WhatsApp Image 2024-04-26 at 19.49.58.jpeg
Финал X потока проекта «МЕТАМОРФОЗЫ» [challenge для оратора]. Фото из архива Business Speech.

Спектакль как бабочка-однодневка — он рождается на ваших глазах и через каких-то три часа угасает, как бы умирает, но остается в памяти и душах зрителей. Это сладкое умирание и возрождение!

Люди на «Метаморфозах» постепенно «оттаивают».

Знаете, Михаил Чехов писал: «Старайтесь рассматривать каждое упражнение как маленькое, законченное в себе произведение искусства. Выполняйте каждое упражнение ради него самого». Зачем топ-менеджерам переодеваться в костюмы и выходить на сцену? Понять, что ты художник! Творец! И своего спектакля, и своего бизнеса, и своей жизни…

Записала Анастасия Гавриленко.

Ирина Выборнова интервью Метаморфозы [challenge для оратора]
готово!

Ваш сертификат успешно добавлен

Ошибка!
!

готово!

Спасибо за покупку!

ТОВАР УСПЕШНО ДОБАВЛЕН!

Спасибо за покупку!