Что в голосе тебе моем? Несколько лайфхаков для подготовки голоса к пресс-конференции

img

Представьте, вы на брифинге делаете официальное заявление о сокращении штата компании на пятьдесят процентов и замене сотрудников роботами. Вы точно знаете, что представители региона будут переживать за сограждан, и в самый ответственный момент ваш голос начинает дрожать, не хватает дыхания, гортань сжимается и звучание становится неестественно завышенным, теряя убедительность.

Из-за перенапряжения дикция стала невнятной, нечеткой, часть слов произносится неразборчиво, а журналисты постоянно переспрашивают. При этом чем больше вы волнуетесь, тем больше запинаетесь и оговариваетесь.

Журналисты атакуют неудобными вопросами, и к концу пресс-конференции вы чувствуете напряжение, тяжесть в горле, сухость во рту, в голосе появилось легкая осиплость. Знакомо?

Вы говорили тихо, вяло и монотонно – так, что своим голосом усыпили слушателей, хотя задача была убедить аудиторию, твердо сказав, что сейчас компания вышла из кризиса и активно работает. Но почему-то в интонациях слышится безысходность. Безысходность и вялость – потому, что вы не тренировали свой голос.

Для сравнения скажу, что на западе тренинги по голосу активно практикуются со школьной скамьи и качественно преподаются в вузах. В итоге западные политики, медийные персоны и топ-менеджеры звучат. В России предмет «сценическая речь» качественно прорабатывается только в театральных вузах – на режиссерском и актерском отделениях. Значительно меньше техника речи преподается журналистам, телеведущим и логопедам. Часто я вижу, что пресс-секретари и топ-менеджеры совершенно не владеют голосом в стрессовых ситуациях в силу незнания основ техники речи. В результате речь неубедительна и не достигает поставленных целей.

Если говорить о постсоветском пространстве, то мне нравится мужской голос экс-пресс-секретаря Владимира Путина Михаила Кожухова, а также женский голос пресс-секретаря Александра Лукашенко Натальи Эйсмонт. В их голосах я слышу работу профессиональных педагогов по речи.

Напомню, что в любой речи есть две базовые составляющие: содержание и форма. Содержание отвечает на вопрос «Что говорю?», а форма – на «Как говорю?» Форма – свободное тело, уверенный взгляд, индивидуальная жестикуляция, уверенный голос, энергия говорящего. Для того чтобы вызвать доверие, убедить и вдохновить, важно учитывать баланс – 50% содержания и 50% формы. Если идет перекос в сторону содержания, то, скорее всего, вас будут невнимательно слушать, потому что вы не в контакте с аудиторией. Если перекос в сторону формы и нет содержания, то не будет доверия информации. Вспомните, как в античные времена говорили, что народ хочет «хлеба и зрелищ». Хлеб – содержание, зрелища – форма.

Задолго до эксперимента психологи проанализировали оперные арии разных столетий и нашли, что для роли короля и других фигур власти была прописана партитура низкого мужского баса, а для ролей возвышенных натур и влюбленных персонажей были написаны партитуры высоких голосов: тенора у мужчины и колоратурное сопрано у женщины. Влияние голоса заложено в вокальной партитуре и прописано композитором в музыке.

Низкий голос – показатель авторитета, высокий голос – показатель легкости, юности, и слышится как показатель неопытности.

Как же вызывать доверие журналистов и показать себя экспертом? Необходимо тренировать «низы в голосе»!

Хрестоматийный случай произошел, когда Маргарет Тэтчер стала премьер-министром. Политтехнологи ей сказали: «У вас высокий голос, в вашем голосе нет власти, кто вас будет слушать в парламенте?» Тэтчер начала тренировать свой голос с педагогом по речи, понизила его, добавила твердости и уверенности в звучание. Зато сейчас мы знаем ее как «Железную Леди». Ее голос работал на этот образ.

Как-то у меня на тренинге была пресс-секретарь крупной консалтинговой компании Наталья. Выглядела она совершенно воздушно, в летящем шелковом платье, как барышня в пушкинские времена. Голос звучал очень высоко, неровно, дыхание было слабым, челюсть зажата и звук, соответственно, был «вялым». Все ее заявления от лица компании звучали так, будто бы это было выступление начинающей вожатой на детском утреннике. Выглядело несолидно, журналисты не доверяли ей, сомневались в информации, переспрашивали и задавали неудобные вопросы. Из-за тусклого голоса Натальи облик компании рисовался размытым и пошатнувшимся, ее карьера пресс-секретаря была под угрозой. Тут опытный HR поняла, в чем проблема, и отправила Наталью на занятия по речи. Мы занимались с ней несколько месяцев, искали образ голоса, снимали мышечные зажимы, тренировали дыхание, разрабатывали артикуляционные мышцы, расширяли диапазон голоса и параллельно искали образец голоса уверенной женщины-политика. Выбор пал на Валентину Матвиенко. Один из педагогических приемов – это копирование хорошего образца. Многим участникам это помогает встроить в себя уверенное звучание. После этих занятий Наталья стала звучать четче и солиднее.

За это время Наталья пересмотрела взгляды не только на голос и движения, но и на гардероб – одежда стала строже. На итоговой пресс-конференции некоторые знакомые журналисты не сразу ее узнали – подумали, что в компании новый спикер. На провокации и давление аудитории Наталья отвечала уверенно и твердо, используя свои голосовые возможности.

После успешных пресс-конференций самоощущение Натальи в компании поменялось, и она стала расти по карьерной лестнице. Она и по сей день активно презентует инновации компании, сложные кейсы, официальные заявления на мероприятиях для представителей СМИ, а иногда даже проводит тренинги по взаимодействию с медиа.

Работа с голосом – процесс не быстрый, но я поделюсь рядом упражнений, которые помогут подготовить голос к выступлению помогут ему звучать лучше, а также расскажу, что делать с голосом в процессе выступления.

Данные упражнения надо делать в помещении, – так, чтобы вас не видели другие люди. Это может быть кабинет, гримерка за кулисами, коридор и т. д.

1. В свободном теле свободный звук. От стресса тело напрягается. В чем вред? Легенда русского театра режиссер К.С. Станиславский, когда видел, что актеры перенапрягаются во время репетиции, просил напряженного актера приподнять край рояля и при этом совершать в голове математические действия или назвать магазины у МХТ. Актер в перенапряжении, держа край рояля, не мог подключить мыслительную активность, не мог считать и называть магазины в Камергерском переулке. После этого Станиславский говорил:

«Опусти рояль и теперь назови все по порядку!», и тут актер в свободном теле совершенно спокойно умножал, вычитал, описывал борщи и магазины. Вывод Станиславского: в зажатом теле зажата мысль. Если вы не делаете разминку перед брифингом, пресс-конференцией – забудьте о плавном течении мысли, о точных ответах на вопросы и, конечно, уверенном голосе. Актеры перед спектаклем разминаются всегда, всю жизнь – это один из способов снизить уровень волнения, ну и, конечно, настроить тело и звук на коммуникацию.

Упражнение. Разотрите ладони, разотрите лоб, нос, шею, руки, плечи, грудную клетку, живот и ноги. Далее прохлопайте ладонями все тело снизу вверх, потом растрясите его от кончиков ног до самой головы, как будто вас «подключили» к воображаемому электричеству. Чувствуете, тело разогрелось и стало свободнее?

2. Освободите брюшное дыхание. Голос – это озвученное дыхание. Развивайте брюшной тип дыхания. Когда мы волнуемся – в первую очередь напрягаются мышцы живота, выполняя защитную функцию. В итоге спазмируется диафрагма и вы начинаете дышать верхней частью легких, еще больше усиливая волнение. Для того чтобы снять ненужное напряжение с дыхательных мышц, сделайте ряд упражнений.

Упражнение. Разотрите мышцы живота, выдохните со звуком «ПВ», втяните живот, задержите дыхание на 10 секунд, вдохните, ощущая, как расслабляется живот. Повторите 10 раз. Далее, положа руки на живот, спокойно дышите, ощущая, как на вдохе мышцы живота рас- пускаются и расслабляются, впуская спокойное дыхание.

3. Расслабьте челюсть. Страх оратора сказать что-то не то, ошибиться в тексте тут же сказывается на челюстных зажимах. В итоге голос плоский, мускульный и неприятный. Что делать?

Упражнение. Круговыми движениями помассируйте нижнюю челюсть. Зевайте 10–30 раз. Дайте дорогу голосу, снимите мышечные спазмы. Кстати, зевок – это еще и прекрасное упражнения для развития брюшного типа дыхания. Далее возьмитесь двумя руками за челюсть, как за «бороду», и покачайте ее руками от среднего открытия рта до максимального. Рекомендую каждое утро ходить с пробкой в зубах, чтобы убирать мышечные зажимы.

4. Включите все тело в звук. Великий певец Карузо говорил: «Когда я пою, я пою всем телом!» Участников тренинга по голосу я сначала спрашиваю: «Скажите, где вы чувствуете свой голос больше всего?» После этого 90% участников показывают на горло! Если вы чувствуете вибрации голоса только в гортани – этого недостаточно, голос будет тусклым. Добиться уверенного звучания в стрессовой ситуации просто, но необходим образ того, что вы говорите «из живота». Для этого подключите визуализацию, воображение. Сядьте на стул или лягте на пол, положите ладонь на 4 пальца ниже пупка и вообразите внизу живота «озеро звука». Вообразите, что вы касаетесь дна озера, произнесите несколько свободных звуков «ха-ха-ха». Тело свободное, удлините звучание «ха-я-я-я». Следите, чтобы шея была свободная, челюсти расслаблены. Ощутите вибрации звука на губах, ладошкой поищите вибрации в разных частях грудной клетки. Легко постучите кистью по ребрам, чтобы снять лишнее напряжение и дать дорогу вибрациям «ха-ха-ха». Чем больше мы чувствуем вибрации, тем больше раскрывается голос. Приучите себя к этой визуализации – что вы говорите как бы «из живота». Тренируйте это в простых бытовых коммуникациях, чтобы в ситуации стресса это работало на автомате. Если этого не сделать, то, скорее всего, при напряжении гортань сожмется, и вы будете говорить «на связках», не используя всего тела.

5. Направьте звук на собеседника. В момент волнения голоса многих спикеров становятся тише, как будто голос «прячется в теле».
Важно уметь направить звук на собеседника, говорить адресно, глядя ему в глаза. В голосе должна быть энергия. Как говорил В. Познер: «Плох тот журналист, который не может пробить экран». Это метафора энергии и точного посыла звука собеседнику. Как это тренировать? Безусловно, нужно подключить цель выступления, зажечь себя смыслом речи. А теперь пора раскачать голос и потренировать посыл.

Упражнение. Если нет навыка держать посыл голоса – возьмите теннисный мяч и бросьте его в руки напарнику. Если нет напарника – бросьте в стену. Саму траекторию полета озвучьте текстом. Вы можете звучать на «хаяя» или произносить текст, направляя звук из живота в конечную цель. В чем суть? Полет мяча визуализирует направленность, посыл голоса на собеседника, вы как бы видите это движение. Это заставляет вас вкладывать больше энергии в голос. В дальнейшем потренируйтесь во время разговора держать в голове две вещи: смысл речи и посыл. На секунду вообразите траекторию полета голоса от вас до собеседника.

6. Раскройте диапазон голоса. Чем больше диапазон, тем больше им можно выразить. Постучите себя по груди, как Тарзан, со звуком «ха-а-а». Представьте, что вы направляете звук вниз к стопам, вниз в подвал – направьте звук вниз руками. Работа воображения помогает сделать звук ниже. Этим упражнением вы пробудите грудной резонатор, отвечающий за густоту, бархат, низы голоса. Тихонько постучите себя пальцами по лицу, лбу, щекам, челюсти. Этим вы пробуждаете головной резонатор, отвечающий за звонкость голоса.

7. Развивайте четкость произношения. Многие спикеры небрежно относятся к звукам речи, «зажевывая» гласные и согласные. Бывает, что дикция сильно нарушается при волнении. Вот только что, 5 минут назад, за кулисами вы прекрасно говорили, но увидели аудиторию и стали запинаться.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Каждое упражнение повторять минимум 10 раз:

Губы:

1. «Поцелуй». Губы вытягиваем вперед в виде трубочки, хоботка, затем растягиваем в улыбку, обнажая зубы. При этом зубы сомкнуты, шея и плечи расслаблены – работают только мышцы губ. Чередовать «хоботок» и «улыбку».

2. «Презрение». Верхняя губа, выражая презрение, поднимается вверх и открывает верхние зубы, затем опускается в исходное положение (представьте, что губу тянут за ниточки). Нижняя губа в покое. Зубы сомкнуты.

3. «Говорящая кукла». Нижняя губа, как у говорящей куклы, опускается вниз и открывает нижние зубы, затем поднимается на место. Зубы сомкнуты. Верхняя губа неподвижна.

4. «Карандаш в губах». Вытяните губы вперед – в положение «хоботок». Представьте, что в вытянутых губах вы держите маленький карандашик. Медленно нарисуйте этим воображаемым карандашом круг в одну сторону, потом в другую. Смотрите внимательно в зеркало, чтобы это был круг, а не квадрат или треугольник. Шея свободна и продолжает линию спины. Подбородок не вытягивать.

5. Фырканье лошади. Упражнение на снятие лишнего напряжения. Губы расслаблены. Выдох через губы. Имитируйте лошадиное фырканье, мотая головой в разные стороны.

Язык:

6. «Уколы». Приоткройте рот, разомкните челюсти, а губы сомкните. В этом положении делайте резкие сильные двойные уколы, попеременно то в левую, то в правую щеки. Покалывайте поочередно языком внутренние части щек, энергично и коротко (как укол), поочередно. По 2–3 раза.

7. «Трубочка». Сложить язык «трубочкой», свернув края языка внутрь, и двигать «трубочкой» вперед-назад.

8. «Ириска». Рот открыт, язык присосался к небу. Постепенно рот открывать еще больше.

9. «Ящерица». Постарайтесь дотянутся кончиком языка до носа, до подбородка, до левой и потом правой щеки.

10. «Скороговорки». Используйте скороговорки для тренировки четкости произношения. Начинайте отрабатывать скороговорки медленно, четко проговаривая. Затем говорите на скорости, сохраняя четкость произношения.

Используйте для отработки скороговорок винную пробку. Вставьте ее в рот и произнесите медленно скороговорку. Утрированно артикулируйте для активизации мышц речевого аппарата. Потом вытащите пробку и произнесите скороговорку еще раз. После пробки челюсти хорошо расслабляются, появляется четкость произношения и свободное звучание.

СКОРОГОВОРКИ

1. Бобыль добыл бобов. Бобов добыл бобыль.

2. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

3. Зверским взвизгом взводный взвизгнул.

4. Куртка с преподвыподвертом.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ, ЧТО ДЕЛАТЬ С ГОЛОСОМ В ПРОЦЕССЕ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ И КАК УДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ АУДИТОРИИ ПРИ ПОМОЩИ ГОЛОСА

1. Чтобы снять волнение во время презентации, вспомните о брюшном дыхании. Слегка приоткройте рот, сделайте вдох и расслабьте живот, чтобы воздух легко «влетал» в глубину тела. Управляя дыханием, вы управляете собой. Не допускайте судорожного и поверхностного грудного дыхания.

2. На мгновение вспомните о том, что голос идет из глубины тела. Этот образ даст звуку опору, устойчивость и уверенность, а ваше волнение будет незаметно.

3. Направляйте звук по воображаемой дуге на слушателя. Вы должны завоевать пространство аудитории не только идеями, но и голосом. Используйте жестикуляцию – это провоцирует хорошую работу голоса.

4. Прекратите тянуть подбородок вперед, пытаясь донести речь до слушателей. Этим вы зажимаете свой голос. Лучше вообразите, что притягиваете аудиторию к себе.

5. Если чувствуете, что от волнения вы затараторили, то замедляйте свою речь. Дайте слушателям возможность понять вас. Делайте паузы, давая себе таким образом сделать вдох, а слушателям – возможность полноценно осознать и увидеть сказанное вами.

6. Уходите от монотонности речи – меняйте ее скорость, чтобы удерживать внимание аудитории. Замедлите темп, чтобы ярче подать главную мысль и основные моменты. Меняйте громкость вашей речи, чтобы воздействовать на аудиторию. Можно расставить важные акценты в речи, сказав главное слово тихо или, наоборот, громче.

7. Используйте бархатные «низы» вашего голоса, чтобы вызвать доверие и расположить к себе аудиторию.

8. Если аудитория заскучала – взбодрите ее звонкими нотками и энергетикой. Оратор обязан вкладывать свой темперамент в речь. Спать будете дома, а не на пресс-конференции!

9. Помните, что четкая дикция – это вежливость оратора. Не допускайте речевой небрежности. Забалтывание слов может раздражать ваших слушателей.

РАЗМИНКА В ПРОЦЕССЕ ДОРОГИ

Если вы не успели сделать полную разминку до выступления, то используйте краткие упражнения во время поездки в автомобиле. Очень многие мои ученики разминаются там.

Если вы сидите в зале и вам скоро выходить на сцену – обратите внимание на дыхание, свободу тела и шеи. Сидя, можете несколько раз втянуть и расслабить живот. Сделайте 3–5 скрытых зевков.

Посещайте тренинги по голосу. Чтобы добиться устойчивого звучания – лучше работать не только самостоятельно, но и под руководством профессионала.

Разминайтесь и делайте упражнения. Тогда ваш голос будет звучать убедительно и уверенно в стрессовых ситуациях и в ситуациях публичного выступления. Поставленный голос придаст уверенности в себе и даст возможность свободно коммуницировать, вести переговоры и презентации. Уверенный и хорошо поставленный голос создает ваш образ в глазах окружающих в виде сильного лидера, умеющего принимать решения. Если вы постоянно тренируете свой речевой аппарат, то голос становится выносливым, и после напряженных выступлений или переговоров голос не «садится», а тяжесть в шее улетучивается.

Автор -  Анна Каракаева, бизнес-тренер, в компании Business Speech в рамках направления «Публичные выступления» специализируется на темах «Голос», «Сторителлинг» и «Ораторское мастерство».

Опубликовано в Пресс-служба №8, 2020г. 88-96 стр.

Анна Каракаева Голос Публичные выступления
готово!

Ваш сертификат успешно добавлен

Ошибка!
!

готово!

Спасибо за покупку!

ТОВАР УСПЕШНО ДОБАВЛЕН!

Спасибо за покупку!