Готовим эксперта к интервью на ТВ: лайфхаки и нюансы диалога с журналистом

img

«Ваш ведущий просто идиот! Он ничего не понимает в теме, задает дурацкие вопросы, устраивает провокации, почему-то ненавидит моего спикера и выставил его полным дураком!» Этот поток гнева изливала на меня знакомая пиарщица. Ее клиент пришел на телеинтервью к моему коллеге, и она явно была недовольна результатом, который увидела в эфире. Естественно, я посмотрел ту злополучную программу. И что же я увидел? Ведущий задавал точные конкретные вопросы, волнующие и меня, как москвича (на интервью обсуждалась московская тема). А что собеседник? Было ощущение, что он произносит вызубренный текст с непонятными цифрами – сколько потратили денег, сколько сэкономили. Все эти цифры мне, как зрителю, были совершенно неинтересны, и все это еще подавалось монотонным голосом. Иногда ведущий пытался оживить ситуацию и задавал легкие, немного отстраненные вопросы, а в ответ на это гость явно начинал злиться. Мне при шлось согласиться с пиарщицей – спикер выглядел не очень. НО... действительно ли в этой ситуации виноват журналист-провокатор? А может быть, гость был не готов? Так вот давайте разберемся – а что надо знать и уметь, когда идешь на интервью?Сначала посмотрим, чего же на самом деле хочет ведущий, а потом изучим инструменты подготовки и поведения.

Чего хотят журналисты? Это мой любимый вопрос на тренингах по работе со СМИ. Мне часто отвечают – поделиться информацией, рассказать что-то интересное, развлечь или что-то в таком же духе. На самом деле цель любого ведущего весьма прагматична – привлечь и удержать внимание аудитории. Телеканалы – продукт коммерческий. И логическая цепочка здесь проста – нет зрителей, нет рейтингов, нет рекламы, нет денег, нет СМИ. И журналисты всеми силами пытаются удержать внимание. Для этого ведущие используют два безотказных инструмента – содержание и эмоцию.

Про содержание. Телеведущий всегда знает, кто его аудитория, что ей интересно и чего она ждет от передачи. Условно говоря, пенсионерам интересно про здоровье, родителям – про образование детей, бизнесменам – про финансовую ситуацию, домохозяйкам – «жизненные истории». Журналист ставит себя на место зрителя и задает вопросы от его лица. Обычно это очень простые и конкретные вопросы – кто, где, зачем, как это скажется на моей жизни и т. д. Но неопытные спикеры не готовы к конкретике, они почему-то думают, что лучше сыпать цифрами и красивыми фразами. Как понимаете, здесь и происходит конфликт. Журналист пытается получить конкретику для аудитории, а гость ее не дает. Поэтому я рекомендую изучить аудиторию телеканала, на который идете. Говорите о том, что именно этим людям важно, или поворачивайте свою тему под таким углом, чтобы аудитории было интересно. И, конечно, больше примеров и конкретики – абстрактные рассуждения ведущий будет приземлять жесткими уточняющими вопросами.

Про эмоции. Как-то я смотрел научное ток-шоу. Ну как смотрел? Поглядел минуты 3, надольше меня не хватило. Участники общались научными терминами, которые понимали только они, да еще и делали это монотонно. Хотя тема была прекрасная – космос и его освоение. Но смотреть это было невозможно. Ведущие хотят, чтобы в кадре были живые энергичные люди. Они могут общаться позитивно, негативно, но они должны быть эмоциональны. Самый простой способ вытащить энергию из спикера – это начать с ним спорить. Например, Владимир Познер ищет несоответствия между словами, сказанными в разное время, Алексей Венедиктов* может прямо сказать собеседнику: «А почему я вам должен поверить?», Юрий Дудь* частенько высказывает скепсис по отношению к словам и поступкам гостя. А однажды мне пожаловался организатор корпоративов. Он был недоволен, что ведущий на интервью говорил, что «корпоратив – это разврат», «народ спивается», «лучше бы эти деньги на премии потратили» и все в таком же духе. Но вы бы слышали, с какой страстью, с какими удивительными примерами, деталями говорил спикер. Это была прекрасная программа – познавательная и энергичная. Ничего такого не было бы, если бы ведущий просто спросил: «А как вы организовываете корпоративы?»

Теперь вы знаете, какая цель у ведущего и как он к ней идет. Вы можете помочь журналисту в этом. При подготовке подумайте – что интересно аудитории конкретного телеканала, какие вопросы вам может задать журналист. Зная это, вы уже легко подготовите ответы, свои ключевые сообщения и примеры. Практика показывает, что процентов 90 вопросов можно предсказать. А для эмоциональности хотя бы разомнитесь перед своим выступлением – разотрите хорошенько ладони, потянитесь, разомните губы, язык. Такие простенькие упражнения помогут вам сжечь избыток адреналина, волнение немного отступит, вы себя приведете в ресурсное состояние. К сожалению, многие спикеры думают, что интервью – это только работа головы. Ничего подобного – в телевизоре мы вас видим. И зажатое неразмятое тело будет вам мешать выглядеть уверенно и тормозить работу мозга.

Но на интервью вы идете все-таки не для того чтобы отвечать на вопросы журналиста. И в этом парадокс интервью. С какой целью спикер отправляется на телевидение? Скорее всего, вы сейчас скажете – рассказать о новом проекте, презентовать книгу, протолкнуть идею. Но это все не является целью. Те, кто занимается публичными выступлениями, переговорами, прекрасно знают, что цель – это всегда действие твоей аудитории, и она всегда лежит за пределами коммуникации. Например, неправильно сформулированная цель – я презентую книгу, правильно – мои зрители пойдут и купят ее; неправильно – я рассказываю о своем продукте, правильно – моя аудитория изменит отношение к моему продукту. Когда вы переносите фокус внимания на свою аудиторию, то вы сразу же понимаете, что журналист – это всего лишь посредник между вами и вашей аудиторией, а любой его вопрос (даже провокационный) – это еще одна возможность донести свои мысли и ключевые сообщения, которые у вас продуманы заранее. Как подготовить содержание, но при этом сделать так, чтобы оно не звучало заученно? Для этого нужны... репетиции. Спикер изучает подготовленный контент, а затем напротив него садится пресс-секретарь, а лучше приглашенный журналист, и начинает задавать вопросы с разными формулировками, с разным эмоциональным окрасом. И обязательно на репетиции засекайте время. Особенно следите за хронометражем, когда едете давать короткий комментарий. В эфир вас никто не выпустит больше чем на 30 секунд. И вам надо так себя натренировать, чтобы в эти полминуты сказать то, что считаете нужным, и еще привести примеры. Как-то меня пригласили к одному чиновнику на такую репетицию. Мы с ним несколько раз прогнали интервью, и с каждой репетицией вопросы становились жестче и провокационнее. Но спикер очень достойно отвечал, всегда возвращался к заготовленным ключевым сообщениям и примерам и каждый раз делал это другими словами, без заученности. Естественно, уже реальное интервью для него прошло значительно спокойно. Но должен вас предостеречь от одной распространенной ошибки. Для репетиций не используйте вопросы, которые вам прислали телепродюсеры. Очень часто при обсуждении интервью гостю отправляют список вопросов, и спикер воспринимает их как истину в последней инстанции и готовит ответы под эти прописанные формулировки. Но обычно в редакции вопросы пишет один человек, а в эфире их задает другой. Для ведущего этот список всего лишь набор тем, которые надо затронуть. Интервьюер может поменять порядок вопросов, слова, формулировки. И у меня бывали случаи, когда спикер терялся и говорил: «Вы как-то не так задаете вопросы». Но вы теперь знаете – неважно, как вам задают вопрос, важно, как вы на него отвечаете. А это нарабатывается подготовкой и репетициями.

И вот вы приехали на телеканал. Самое страшное, что вы можете сделать, это уткнуться в бумажки с тезисами, которые вам прописали пиарщики, или начать обсуждать интервью со своей пресс-службой. Помните – не ваши люди будут общаться с вами в эфире. Мой опыт говорит, что лучше начать налаживать контакт с ведущим. Если что-то пойдет не так, то прописанный текст не спасет, а вот опытный журналист знает, как выставить гостя в наилучшем свете (впрочем, в наихудшем тоже). Для начала запомните, как зовут ведущего, и старайтесь больше обращаться к нему по имени и до записи, и во время нее, это создает более доброжелательную атмосферу. Проговорите с интервьюером формат общения, сколько времени займет запись, какие вопросы предполагаются, какие темы вам важно озвучить в эфире. Ведущие часто сами рады такому общению, так как гость может подбросить им еще какие-то идеи для интервью. В этот момент очень часто помощники спикера начинают все портить. Они встревают в разговор и сами хотят все объяснить своему спикеру или ведущему. Но задача этого small talk в том, чтобы именно лично гость и ведущий настроились друг на друга. Причем обязательно поговорите с ведущим, когда уже сядете в студии. Послушаете, как звучит ваш голос в новой обстановке, как общается ведущий. Это снимает тревожность.

«Мотор!» – звучит команда режиссера, и почему-то руки не слушаются, непонятно куда смотреть и кому говорить. Здесь надо понять основной принцип – кто объект вашего общения, вот на него и смотрите, и направляйте на него жесты. Поворачивайте в его сторону корпус и ноги, даже если нижняя часть тела не видна. Правильное направление ног помогает точно направлять и подключать все тело и голос. Если это дискуссия и есть другие гости, поворачивайтесь к тому, к кому обращаетесь. Если есть стол, положите руки на стол, или на подлокотники, если это кресло, ваши руки должны быть видны. Когда вы даете короткий комментарий перед камерой, обычно корреспондент просит, чтобы спикер смотрел на него. Это очень удобно, так как вы видите глаза конкретного человека и ему все рассказываете.

Но даже самые доброжелательные ведущие могут подбросить манипулятивную ловушку. Разберем три самых распространенных. Возможно, вы слышали, как на интервью журналисты говорили что-то вроде «понятно, что все чиновники воры», «да, знаю, как это у вас происходит на самом деле», «это все сказки для детишек» и т. д. Обратите внимание, что в этих фразах нет вопроса. Это реплики, оценки, ярлыки. На них чаще всего спикеры реагируют либо агрессией, либо начинают оправдываться. Ведущий только и ждет такого эмоционального проявления. Но работает ли это на вашу цель? В такой ситуации эффективнее не реагировать на реплику, а попросить сформулировать вопрос. Еще один трюк я называю «подлой паузой». Неопытный спикер заканчивает подготовленный ответ на вопрос, но видит, что журналист молчит. Гостю, естественно, кажется, что он чего-то не договорил, и он начинает набрасывать еще мысли. А они частенько бывают непродуманными и выдают лишнюю информацию. Собственно, этого и добивается ведущий. Правильнее будет закончить свой ответ и замолчать. Если в эфире появляется пауза, это уже проблема ведущего, а не ваша. И третий трюк называется «действия третьих лиц». Журналист может сказать, например, такое: «А как вы прокомментируете критические слова своего руководителя о новом проекте?» И частенько спикеры ведутся на это и начинают объяснять слова или действия неких третьих лиц. А ведь цитата может быть выдернута из контекста, неточно пересказана, да и вообще придумана.

И в завершение поделюсь некоторыми лайфхаками. Про одежду. Мелкий рисунок (клетка, полоска, точки и т. д.) могут в кадре стробить, то есть появляется такая рябь. Если стробит сильно, то режиссер может попросить гостя переодеться. Поэтому надевайте в кадр либо однотонную одежду, либо с крупным рисунком. Перед тем как идти на интервью, посмотрите какой там фон, и оденьтесь так, чтобы не сливаться с ним. И обратите внимание, как и на чем вы будете сидеть. Например, в глубоких креслах сильно поднимаются колени, и девушкам в мини-юбках сидеть очень некомфортно. Старайтесь избегать крупных ярких серег, подвесок и ожерелий. Бывает, что они стучат по прикрепленному к одежде микрофону или сильно бликуют. И последний лайфхак – найдите рабочую сторону своего лица. На самом деле у нас обе стороны рабочие, но они производят разное впечатление. Например, одна строгая – другая игривая, одна жесткая – другая хитрая. Найти рабочую сторону очень просто. В светлом помещении поставьте перед собой камеру, включите ее и с нейтральным выражением лица медленно поворачивайте голову до полного профиля. Сначала в одну сторону, потом в другую. После этого посмотрите видео; вы обнаружите, как меняется ваше лицо, и вы можете решить, для какого интервью какая сторона вам выгоднее. В качестве резюме скажу: главное в интервью – это подготовка. Сначала мы готовим содержание и себя, а затем журналиста. Спонтанные интервью редко бывают эффективными.

Автор: Федор Баландин, известный российский теле- и радиоведущий, журналист, актер. Лицо канала «Москва 24», автор и ведущий радиостанции «Москва FM». Бизнес-тренер. Модератор крупных общественно-политических и корпоративных мероприятий. В компании Business Speech возглавляет направление «Публичные выступления».

Опубликовано в «Пресс-Служба». 2020. №3 Стр. 39 – 46.

* Признан иностранным агентом.

Федор Баландин диалог Лайфхаки
готово!

Ваш сертификат успешно добавлен

Ошибка!
!

готово!

Спасибо за покупку!

ТОВАР УСПЕШНО ДОБАВЛЕН!

Спасибо за покупку!