Какое поведение стоит исключить взрослым, чтобы развить лидерство у детей
Как родителям помочь ребенку сформировать лидерские качества, целеустремленность, амбициозность? Этот вопрос как никогда актуален. Мария Эриль, психолог, руководитель направления «Психология коммуникации» компании Business Speech, дала несколько советов.
Сегодня дети с самого раннего возраста наблюдают огромное количество примеров в соцсетях, когда знаменитыми и известными становятся люди, которые не приложили к этому, как кажется, никаких усилий. Более того, они при этом могут не обладать качествами, которые, как принято считать, нужны, чтобы управлять своей популярностью и поддерживать ее. Быстрая и легкая популярность нередко так же быстро заканчивается, и человек может оказаться наедине с собой, не имея необходимого образования и не сформировав качества, необходимые для взрослой жизни.
У детей сейчас есть множество соблазнов и возможностей для быстрого успеха, и как раз родители могут им помочь сформировать необходимые качества для того, чтобы, несмотря ни на что, иметь твердую опору в жизни.
Нужно также не забывать, что у каждого ребенка есть свои индивидуальные особенности — предрасположенности к тому или иному типу общения и взаимодействия с окружающим миром.
Взять контроль под контроль
Поговорим сначала о таком парадоксе: успешный — не равно удобный.
Очень часто я слышу, как родители ставят противоречащую цель: «Хочу, чтобы мой ребенок был успешным и амбициозным лидером, но в то же время чтобы не доставлял мне слишком много хлопот, был послушным».
Очень важно понимать: если вы хотите развить свободную личность, которая не пасует перед необходимостью решать любые задачи, не останавливается перед препятствиями, то первым препятствиyем на этом движении будет, конечно же, такая установка.
Помните: свободное поведение ребенка часто является признаком становления хорошего будущего лидера.
Поэтому главное препятствие на пути к формированию лидерских качеств у ребенка — излишний контроль.
У ребенка на это есть два варианта реакций.
Первая — он подчинится и подавит амбиции, «сложит крылья». Например, известная пианистка Полина Осетинская в интервью часто рассказывает о своем контролирующем и требующем отце. Да, действительно, она была успешной пианисткой все то время, пока отец управлял ей, но как только он устранился, ее жизненный путь резко изменился.
Вторая — ребенок начинает бунтовать. Здесь мы можем столкнуться с неконтролируемым и, возможно, агрессивным поведением. Это тоже не про добрые отношения и не про здоровый климат в семье.
Что же делать?
Стоит поговорить со всеми членами семьи, которые принимают участие в воспитании ребенка, чтобы определить его зоны свободы: зеленую, желтую и красную.
Зеленая — зона, где ребенок принимает решения сам. Абсолютная свобода.
Желтая — зона, где мы ведем с ребенком беседы и стараемся его склонить в определенную сторону, если он принимает нерациональное решение. Это зона, когда мы все-таки можем настоять на своем.
Красная — зона, где ситуация не обсуждается. Ребенок подчиняется.
Что в эти зоны может попасть?
В зеленую — выбор стиля одежды, расположения мебели в комнате. Иногда даже порядок, оформление и дизайн комнаты.
В желтую — количество времени, которое ребенок посвящает учебе, играм, отдыху. Здесь нужно задать определенные рамки, хотя ребенок по-прежнему свободен и может выбирать.
В красную — вопросы физической безопасности ребенка. Здесь должны работать правила. Под запретом — опасные или экстремальные игры, походы в места, где ребенку может угрожать опасность и т.п.
Обсудив все с членами семьи, нужно поговорить с ребенком. Это поможет задать нужные рамки и оставить достаточное количество свободы.
Соревноваться с самим собой
Для будущих успехов необходимо стимулировать у ребенка соревновательную активность. Только для этого нужно выбрать тот вид деятельности, в котором у него есть максимальный шанс преуспеть. Таким образом, он почувствует вкус победы.
В самом начале не стоит идти на сопротивление. Важно определить именно ту деятельность, где ребенок будет объективно хорош.
Также важно определиться, как комментировать успехи ребенка и как его поддерживать. У человека есть два локуса контроля. Внешний — когда человек зависит от реакции извне: неодобрения или сравнения. Этот локус контроля менее устойчивый. Поэтому важно развивать внутренний локус контроля: стремление достичь того, что хочет он сам.
Для этого стоит избегать любых манипуляций при обсуждении соревновательной деятельности ребенка. Нельзя говорить фразы из серии: «Если ты не займешь хотя бы одно призовое место в конкурсе, то ты ничего не стоишь». Подобные слова развивают внешний локус контроля, а он не нужен ни нам, ни самому ребенку. Также избегайте сравнения с другими детьми. Синдром «сына маминой подруги» сломал жизни очень многим людям, и такое сравнение — точно неподходящий способ, который поможет сформировать уверенность в себе и лидерские качества.
Как же поступать? Сравнивать достижения ребенка с его достижениями в прошлом. Нужно обращать внимание, как он вырос в том или ином деле, обязательно похвалите его и дайте как можно больше поддержки. Еще одно важное условие — чтобы и вы знали и интересовались тем видом деятельности, который выбрал ребенок. Это значит, что вы можете давать очень специфическую, точечную и по-настоящему сердечную поддержку. Такой подход разовьет внутренний локус контроля, который поможет ребенку в будущем стать амбициозным человеком.
Если вы будете придерживаться такой линии в воспитании, то это поможет вам воспитать в ребенке лидерские качества с опорой исключительно на свои внутренние силы, а также выстроить более глубокие и близкие отношения, которые будут основаны на ощущении настоящей внутренней поддержки.
Об авторах: Мария Эриль - психолог, руководитель направления «Психология коммуникации» компании Business Speech.
Опубликовано в РБК Pro