Какое поведение стоит исключить взрослым, чтобы развить лидерство у детей

img

Как родителям помочь ребенку сформировать лидерские качества, целеустремленность, амбициозность? Этот вопрос как никогда актуален. Мария Эриль, психолог, руководитель направления «Психология коммуникации» компании Business Speech, дала несколько советов.

Сегодня дети с самого раннего возраста наблюдают огромное количество примеров в соцсетях, когда знаменитыми и известными становятся люди, которые не приложили к этому, как кажется, никаких усилий. Более того, они при этом могут не обладать качествами, которые, как принято считать, нужны, чтобы управлять своей популярностью и поддерживать ее. Быстрая и легкая популярность нередко так же быстро заканчивается, и человек может оказаться наедине с собой, не имея необходимого образования и не сформировав качества, необходимые для взрослой жизни.

У детей сейчас есть множество соблазнов и возможностей для быстрого успеха, и как раз родители могут им помочь сформировать необходимые качества для того, чтобы, несмотря ни на что, иметь твердую опору в жизни.

Нужно также не забывать, что у каждого ребенка есть свои индивидуальные особенности — предрасположенности к тому или иному типу общения и взаимодействия с окружающим миром.

Взять контроль под контроль

Поговорим сначала о таком парадоксе: успешный — не равно удобный.

Очень часто я слышу, как родители ставят противоречащую цель: «Хочу, чтобы мой ребенок был успешным и амбициозным лидером, но в то же время чтобы не доставлял мне слишком много хлопот, был послушным».

Очень важно понимать: если вы хотите развить свободную личность, которая не пасует перед необходимостью решать любые задачи, не останавливается перед препятствиями, то первым препятствиyем на этом движении будет, конечно же, такая установка.

Помните: свободное поведение ребенка часто является признаком становления хорошего будущего лидера.

Поэтому главное препятствие на пути к формированию лидерских качеств у ребенка — излишний контроль.

У ребенка на это есть два варианта реакций.

Первая — он подчинится и подавит амбиции, «сложит крылья». Например, известная пианистка Полина Осетинская в интервью часто рассказывает о своем контролирующем и требующем отце. Да, действительно, она была успешной пианисткой все то время, пока отец управлял ей, но как только он устранился, ее жизненный путь резко изменился.

Вторая — ребенок начинает бунтовать. Здесь мы можем столкнуться с неконтролируемым и, возможно, агрессивным поведением. Это тоже не про добрые отношения и не про здоровый климат в семье.

Что же делать?

Стоит поговорить со всеми членами семьи, которые принимают участие в воспитании ребенка, чтобы определить его зоны свободы: зеленую, желтую и красную.

Зеленая — зона, где ребенок принимает решения сам. Абсолютная свобода.

Желтая — зона, где мы ведем с ребенком беседы и стараемся его склонить в определенную сторону, если он принимает нерациональное решение. Это зона, когда мы все-таки можем настоять на своем.

Красная — зона, где ситуация не обсуждается. Ребенок подчиняется.

Что в эти зоны может попасть?

В зеленую — выбор стиля одежды, расположения мебели в комнате. Иногда даже порядок, оформление и дизайн комнаты.

В желтую — количество времени, которое ребенок посвящает учебе, играм, отдыху. Здесь нужно задать определенные рамки, хотя ребенок по-прежнему свободен и может выбирать.

В красную — вопросы физической безопасности ребенка. Здесь должны работать правила. Под запретом — опасные или экстремальные игры, походы в места, где ребенку может угрожать опасность и т.п.

Обсудив все с членами семьи, нужно поговорить с ребенком. Это поможет задать нужные рамки и оставить достаточное количество свободы.

Соревноваться с самим собой

Для будущих успехов необходимо стимулировать у ребенка соревновательную активность. Только для этого нужно выбрать тот вид деятельности, в котором у него есть максимальный шанс преуспеть. Таким образом, он почувствует вкус победы.

В самом начале не стоит идти на сопротивление. Важно определить именно ту деятельность, где ребенок будет объективно хорош.

Также важно определиться, как комментировать успехи ребенка и как его поддерживать. У человека есть два локуса контроля. Внешний — когда человек зависит от реакции извне: неодобрения или сравнения. Этот локус контроля менее устойчивый. Поэтому важно развивать внутренний локус контроля: стремление достичь того, что хочет он сам.

Для этого стоит избегать любых манипуляций при обсуждении соревновательной деятельности ребенка. Нельзя говорить фразы из серии: «Если ты не займешь хотя бы одно призовое место в конкурсе, то ты ничего не стоишь». Подобные слова развивают внешний локус контроля, а он не нужен ни нам, ни самому ребенку. Также избегайте сравнения с другими детьми. Синдром «сына маминой подруги» сломал жизни очень многим людям, и такое сравнение — точно неподходящий способ, который поможет сформировать уверенность в себе и лидерские качества.

Как же поступать? Сравнивать достижения ребенка с его достижениями в прошлом. Нужно обращать внимание, как он вырос в том или ином деле, обязательно похвалите его и дайте как можно больше поддержки. Еще одно важное условие — чтобы и вы знали и интересовались тем видом деятельности, который выбрал ребенок. Это значит, что вы можете давать очень специфическую, точечную и по-настоящему сердечную поддержку. Такой подход разовьет внутренний локус контроля, который поможет ребенку в будущем стать амбициозным человеком.

Если вы будете придерживаться такой линии в воспитании, то это поможет вам воспитать в ребенке лидерские качества с опорой исключительно на свои внутренние силы, а также выстроить более глубокие и близкие отношения, которые будут основаны на ощущении настоящей внутренней поддержки.

Об авторах: Мария Эриль - психолог, руководитель направления «Психология коммуникации» компании Business Speech.

Опубликовано в 
РБК Pro

Мария Эриль воспитание лидерство дети
готово!

Ваш сертификат успешно добавлен

Ошибка!
!

готово!

Спасибо за покупку!

ТОВАР УСПЕШНО ДОБАВЛЕН!

Спасибо за покупку!